Крейсерская скорость
Авианосец «Викрамадитья». Фото: EPA/ИТАР-ТАСС

Авианосец «Викрамадитья». Фото: EPA/ИТАР-ТАСС

Почему «Севмаш» не выполняет заказы в срок

16 ноября в Северодвинске прошла церемония передачи индийским ВМС авианосца «Викрамадитья». Этот корабль — результат глубокой модернизации тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», проведенной на Северном машиностроительном предприятии. Работы заняли без малого десять лет вместо запланированных пяти.

Долгожданный флагман

– Ситуация с «Викрамадитьей» хорошо демонстрирует положение дел на «Севмаше», — сказал корреспонденту РП кандидат технических наук, инженер Владимир Горенко. — Работа была выполнена и, судя по всему, на достаточно высоком уровне. Но предприятие не уложилось ни в сроки, ни в смету. Безусловно, у «Севмаша» есть необходимые производственные мощности для реализации сложных проектов, есть опыт. Однако имеются и серьезнейшие проблемы с управлением, которые уже много лет не удается решить.

Корпус российского авианесущего противолодочного корабля «Адмирал Горшков» был передан в собственность Индии в 2004 году, после чего «Севмаш» начал работы по модернизации. На корабле полностью заменили вооружение и радиоэлектронное оборудование, смонтировали новую энергетическую установку, перестроили ангар, установили современные системы обеспечения взлета и посадки. В итоге авианесущий крейсер был переоборудован в легкий авианосец, который должен стать флагманом индийского флота. Поставку самолетов и вертолетов для корабля также осуществляет Россия.

Работы по модернизации «Адмирала Горшкова» планировали закончить в 2008 году. Стоимость контракта составила около 1 млрд долларов. Однако в 2006-м руководство «Севмаша» объявило о недооценке объема работ и необходимости дополнительных расходов. Конечно, индийских заказчиков такое заявление не обрадовало, и финансирование проекта было вообще остановлено. Однако «Севмаш» работу не прекратил и продолжил модернизацию за счет кредита «Внешэкономбанка». В 2010 году стороны все-таки достигли соглашения: сумма контракта была увеличена до 2,3 млрд долларов, хотя «Севмаш» просил 3,4 млрд. Владимир Горенко комментирует:

– Увеличение сметы — обычное дело при р еализации крупных проектов. Но превышение суммы более чем в два раза говорит либо о недостаточной компетентности тех, кто проводил первоначальную оценку объема работ, либо о сознательном занижении стоимости с целью поймать клиента «на крючок». То и другое говорит не в пользу предприятия.

Сроки завершения работ на «Викрамадитье» неоднократно сдвигались. Только в 2012 году авианосец вышел в море на масштабные ходовые испытания. Они закончились крайне неудачно: из-за перегрева у корабля вышли из строя сразу несколько котлов силовой установки (их изготовитель — ОАО «Балтийский завод»). В результате передачу авианосца в состав индийских ВМС пришлось отложить еще на год.

В пресс-службе ОАО «ПО “Севмаш”» многочисленные проблемы при модернизации «Викрамадитьи» объясняют ошибками поставщиков и уникальностью самого проекта:

– В мировом и отечественном судостроении еще не было опыта такой масштабной модернизации корабля. Фактически «Севмаш» построил новый авианосец: было полностью заменено оборудование, на 8 метров увеличена взлетная палуба, изменился сам класс корабля. В ходе реализации проекта предприятию пришлось решать уникальные инженерные задачи. Индийская сторона высоко оценила качество работы наших специалистов. На торжественной церемонии передачи корабля министр обороны Индии подчеркнул, что «Севмаш» выполнил работу на высоком профессиональном уровне.

Яхты и подлодки

История с модернизацией авианосца завершилась относительно благополучно. Но есть проекты, с которыми северодвинское предприятие не справилось. Самая известная из таких неудач — строительство 12 танкеров-химовозов для норвежской компании Odfjell. Как и в случае с «Викрамадитьей», «Севмаш» не смог вовремя выполнить работу и попросил увеличить финансирование (хотя в договоре было прямо указано, что сумма контракта — 500 млн долларов — не подлежит изменению). По мнению директора компании Odfjell Терье Стуренга, российское предприятие намеренно затягивало сроки реализации проекта. В отличие от индийцев, норвежские заказчики не пошли на поводу у подрядчика и расторгли соглашение, а «Севмаш» после долгих судебных разбирательств вынужден был выплатить штраф 50 млн долларов.

– «Севмаш» — это классическое постсоветское предприятие, — говорит Владимир Горенко. — Промышленный гигант с большими возможностями, но очень слабым менеджментом. Изначально завод был создан для строительства боевых кораблей, в первую очередь подлодок, а его существование зависело исключительно от оборонзаказа. Но в 90-е годы условия изменились. Чтобы выжить, предприятию пришлось выйти на рынок гражданского судостроения. Однако его конкурентоспособность под вопросом. И каждый «проваленный» проект — это дополнительный удар по репутации завода.

В 2000-е годы со стапелей «Севмаша» сошло несколько десятков гражданских судов, а также различные гидроагрегаты и морская ледостойкая платформа «Приразломная». Руководство предприятия заявляет о готовности строить суда для российских и зарубежных компаний, надеется на стабильное обеспечение гособоронзаказом и планирует масштабную техническую модернизацию до 2020 года.

Однако сами работники северодвинского завода настроены не слишком оптимистично. Один из инженеров «Севмаша» на условиях анонимности поделился с корреспондентом «Русской планеты»:

– У предприятия две беды: нехватка кадров и денег. Платят мало, в этом году зарплаты опять сократили. Текучка очень высокая, люди постоянно увольняются. Молодой специалист приходит, работает полгода, а потом уезжает в Санкт-Петербург, где в аналогичной должности на «Адмиралтейских верфях» получает в три–четыре раза больше. «Севмаш» закупает современные станки, а работать на них некому. Не хватает сварщиков, достройщиков… Отсюда проблемы с невыполнением заказов в срок, с неудовлетворительным качеством. Чтобы научиться хорошо выполнять сварной шов на подлодке, необходимы годы работы. Опытные сотрудники уходят, а новые едут туда, где нормально платят. Конечно, дефицит кадров — это проблема всей нашей «оборонки», а не только «Севмаша»… Но от этого не легче.

Читайте в рубрике «Общество» Половина россиян потеряет рабочие места до 2020 годаСтоит ли грустить по поводу повышения пенсионного возраста, если работу каждый второй потеряет уже завтра? До чего дошёл прогресс? Разбирался корреспондент РП Половина россиян потеряет рабочие места до 2020 года

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»