«Если порт закроется, ущерб будет колоссальным»
Архангельский морской порт. Фото: Артем Жирнов\Коммерсантъ

Архангельский морской порт. Фото: Артем Жирнов\Коммерсантъ

Власти снизили ставки на услуги архангельского порта

С 1 января 2014 года снижаются ставки на услуги архангельского порта. На 20% уменьшатся сборы для судов загранплавания, на 10% — для судов каботажного плавания, на 20% ниже будет ледокольный сбор.

Спасибо Путину за это

Решение о снижении ставок приняли на федеральном уровне после полутора лет переговоров и согласований. В пресс-службе правительства Архангельской области корреспонденту «Русской планеты» сообщили:

– Было подготовлено множество справок, аналитических записок и других документов, обосновывающих необходимость снижения сборов. Такая необходимость действительно есть, так как сегодня архангельский морской торговый порт является одним из самых дорогих в мире. В тарифы включен ледокольный сбор, проводка судов по мелководной дельте Северной Двины и другие расходы, связанные с географией и климатом региона.

С предложением снизить портовые сборы губернатор Игорь Орлов обращался к президенту страны. В мае 2013 года Владимир Путин поручил Федеральной службе по тарифам рассмотреть это предложение.

Заведующий лабораторией Арктического центра стратегических исследований САФУ Иван Мосеев считает, что добиться снижения ставок удалось только благодаря личному вмешательству президента. В разговоре с корреспондентом «Русской планеты» Иван Мосеев заметил:

– Портовые услуги оказывает ФГУП «Росморпорт». Его представители не скрывают своего недовольства по поводу снижения ставок. Федеральные чиновники сами никогда не пошли бы на подобные меры. И в ближайшее время вряд ли стоит ожидать, что отношение к Архангельску изменится.

По мнению Ивана Мосеева, у нашего города есть конкуренты, которые были противниками уменьшения портовых сборов:

– Решение вопроса о снижении ставок стопорилось согласованно со стороны нескольких заинтересованных субъектов. К сожалению, в России исчезло понятие «Северный экономический район», куда входили Мурманская и Архангельская области, Республика Карелия, НАО и Коми и где была своя стратегия развития. Теперь каждый субъект федерации пытается пролоббировать свои интересы в ущерб общим стратегическим интересам Севера. Например, все понимают, что будет построен либо новый порт на западном берегу Кольского залива в Мурманске, либо новый глубоководный порт в Архангельске. Денег на оба проекта никто не даст. Но у Архангельска, в отличие от Санкт-Петербурга или Мурманска, нет лобби в федеральных органах власти.

Холодные причалы

В областном правительстве надеются, что снижение ставок позволит сделать архангельский морской порт более привлекательным для грузоперевозчиков. Это будет способствовать развитию региональной экономики. Однако участники рынка и независимые эксперты осторожны в своих ожиданиях.

– Снижение тарифа на 20% — лучше, чем ничего, но этого явно недостаточно, — заявил корреспонденту «Русской планеты» руководитель одной из логистических компаний. — В Мурманске, Санкт-Петербурге, в портах Северной Европы сборы по-прежнему ниже, по некоторым пунктам в 3–4 раза. Низкая привлекательность архангельского порта, помимо высоких тарифов, объясняется еще и неблагоприятными географическими и климатическими условиями, а также неразвитостью инфраструктуры.

С этим согласны и представители ФГУП «Росморпорт». По их словам, теперь средняя ставка портовых сборов в Архангельске составляет 68 рублей на тонну груза, а в Санкт-Петербурге — всего 40 рублей на тонну. Архангельский морской порт по-прежнему проигрывает Петербургу. При этом из-за снижения ставок региональный филиал ФГУП «Росморпорт» в 2014 году может потерять до 65 млн рублей. Компенсировать эти потери придется за счет сокращения расходов на ремонт, закупку оборудования и реализацию инфраструктурных проектов. В итоге непонятно, кто оказался в выигрыше.

– Для восстановления утраченных позиций и для развития порта простого снижения тарифов уже недостаточно, — говорит Иван Мосеев. — Заметно более привлекательным он от этого не станет. Порт медленно «душили» в течение почти двух десятилетий. Но пострадал не только он, разрушена вся экономика Архангельской области. Порт не может работать сам по себе, его возрождение невозможно без комплексного восстановления экономики региона.

На протяжении последних лет грузооборот архангельского порта составлял около 4–5 млн тонн в год. За десять месяцев 2013 года через порт было перевалено 3,8 млн тонн груза. Для сравнения: грузооборот мурманского порта за этот же период составил 25,8 млн тонн. Сегодня архангельский порт — это в буквальном смысле тихая гавань; крики чаек звучат здесь гораздо чаще, чем гудки пароходов.

Морские ворота

Несмотря на все трудности, потенциал для развития у порта есть — это отмечают представители и власти, и бизнеса. Но удастся ли его реализовать?

Архангельск — крупный транспортный узел, привезенные морем грузы можно направить отсюда в любую точку страны, в том числе по железной дороге. Вероятно, порт будет востребован в связи с реализацией крупных проектов в Арктике; строительство магистрали «Белкомур» также может вернуть Архангельску роль северных морских ворот России.

– В последние несколько лет архангельский порт активно развивается, — говорят в пресс-службе порта. — Растут объемы завоза в поселения на берегах Белого и Баренцева морей, на северные острова. В будущем многопрофильный архангельский порт может стать частью международного транспортного коридора «Север – Юг». Не стоит забывать, что самый короткий путь из Арктики в Москву лежит именно через Архангельск. Недаром город был первым морским портом России. Сегодня одна из наших главных стратегических задач — стать основным портом для перевалки грузов арктических направлений.

Для любого приморского города порт — это не просто предприятие, которое приносит (или не приносит) прибыль, это еще и важный объект инфраструктуры. Не исключение и Архангельск.

– Сохранение порта — это вопрос безопасности населения, — говорит Иван Мосеев. — Сегодня мы забыли о страшных наводнениях во время ледоходов на Северной Двине, когда вешняя вода поднималась до 8 метров. Их нет только потому, что в Архангельске работает порт, в котором проводятся ледокольные и дноуглубительные работы. В девяностые был момент, когда такие работы прекратились. Это привело к ледяным заторам и затоплению почти всех населенных пунктов в дельте и на островах. Если из-за нерентабельности порт закроется — а разговоры об этом идут, — ущерб для безопасности и экономики Архангельской области будет колоссальным.

Читайте в рубрике «Общество» Telegram разделит судьбу LinkedIn«Сторонники Павла Дурова рано празднуют его победу», - полагает эксперт Telegram разделит судьбу LinkedIn

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»