Контрастное далёко
Архангельский порт Фото: ИТАР-ТАСС/ Владимир Смирнов

Архангельский порт Фото: ИТАР-ТАСС/ Владимир Смирнов

Какой будет экономика Архангельской области в ближайшие десятилетия

Архангельская область издавна считалась главной российской лесопилкой, центром судостроения и рыболовного промысла. Но времена меняются, меняется и производственный облик региона. Рыбная промышленность давно зачахла, лесозаводы закрываются, год назад полностью остановил работу Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат — один из крупнейших в России. Но появляются и новые предприятия, современные и технологичные. «Русская планета» попыталась понять, как будет развиваться экономика региона в ближайшие десятилетия.

Черные лебеди

Главный источник прогнозов о будущем — Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года, принятая пять лет назад, еще при губернаторе Михальчуке. Авторы документа предлагают три сценария изменения экономической ситуации в регионе: пессимистичный, оптимистичный и базовый (наиболее вероятный).

Последний, от которого мы и будем отталкиваться, предполагает рост производительности труда и доходов граждан в три-четыре раза с одновременным сокращением населения на 300 тысяч человек — до 930 тысяч жителей. Это приведет к дефициту трудовых ресурсов в основном в сфере обслуживания. Архангельская область окончательно перестанет быть краем лесников и рыбаков: в лесозаготовках и рыболовстве суммарно будет занято меньше 3% населения региона (сейчас — около 6%). Самыми развитыми секторами экономики станут машиностроение и судостроение, деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность, транспорт и туризм. Значительный прогресс ждет также сферу образования, торговлю, энергетику и добычу полезных ископаемых (в основном, алмазов). Большое значение приобретет работа малого бизнеса: его доля в общем обороте экономики Архангельской области вырастет с текущих 16% до 30%.

Беломорские алмазы. Фото: ИТАР-ТАСС

Отдельные положения Стратегии неоднократно подвергались критике, но более точного и детализированного взгляда в будущее в регионе нет. Опрошенные корреспондентом «Русской планеты» эксперты считают, что слепо доверять этому прогнозу не стоит, но и отмахиваться от него не нужно.

– Любое футурологическое предсказание — это игра с неизвестными значениями, — говорит экономист Антон Грищенко. — Прогноз делается на основе трендов сегодняшнего дня. Даже если это долгосрочные тренды, они могут измениться.

По словам экономиста, прошедшие пять лет показали, что Стратегия развития региона в целом правильно моделирует будущее. Но нет гарантии, что так будет и дальше:

– Историю творят «черные лебеди» — непредсказуемые и маловероятные события, приводящие к серьезным последствиям. Природные катастрофы, вооруженные конфликты, торговые войны, действия отдельных людей. К числу «факторов риска» можно отнести и научно-технический прогресс: технологии сегодня развиваются стремительно и изменяют облик целых отраслей.

Впрочем, говорит экономист, нет смысла пытаться предусмотреть то, что предусмотреть невозможно. Официальный прогноз о будущем региона основан на известных фактах, и пока линия развития области более или менее соответствует схеме, обозначенной в Стратегии. На нее и нужно ориентироваться.

Корабли в моей гавани

Будущее Поморья связано с развитием машиностроения и судостроения, уверены специалисты регионального министерства экономического развития. В области сформирован сильный машиностроительный кластер, центром которого являются два «оборонных» завода — северодвинские «Звёздочка» и «Севмаш». Предприятия обеспечены заказами на несколько лет вперед, и, судя по всему, работы в будущем меньше не станет, поскольку государственный заказ на производство военных кораблей растет из года в год.

Со стапелей северодвинского госпредприятия «Звездочка» спускают новый морозильный траулер «Архангельск», 2001 год. Фото: «Северная неделя»/ИТАР-ТАСС

Кроме подводных лодок «Севмашу» предстоит освоить строительство морских нефтедобывающих платформ. Предприятие принимало участие в создании платформы «Приразломная», но это только начало. Авторы Стратегии развития Архангельской области пишут, что к 2030 году в регионе могут построить 26 нефтяных платформ.

– Эти прогнозы оправдаются только в том случае, если воплотятся в жизнь планы добычи углеводородов на арктическом шельфе, — говорит Антон Грищенко. — Строить на «Севмаше» платформы можно, для этого есть необходимые мощности и специалисты. К тому же Архангельск находится в точке, очень удобной для транспортировки подобных сооружений в северные моря. Но 26? Почему не 27, почему не 20? Эти цифры кажутся мне сильно преувеличенными. Хорошо, если удастся построить хотя бы десяток. Пока, как видим, не строится ни одна.

А вот заводы более мелкого калибра однозначно могут рассчитывать на заказы, считает экономист. «Лайский док» и Лимендский завод будут строить буксиры и рыболовецкие траулеры, а Соломбальский машиностроительный завод сохранит свои позиции ведущего российского производителя лесозаготовительной техники.

Пилить и варить

Эта техника понадобится в первую очередь местным предприятиям, поскольку Архангельская область по-прежнему будет большой лесопилкой. Впрочем, для этого необходимо выполнить важное условие — перейти от экстенсивной к интенсивной модели лесного хозяйства, то есть начать использовать лесные ресурсы более рационально. Из-за постоянных вырубок в Архангельской области уже ощущается нехватка качественной древесины, и переход к рациональному лесопользованию — непременное условие выживания предприятий ЛПК. Ведущий специалист дирекции по технологии производства и технического обслуживания Группы «Илим» (один из крупнейших инвесторов в лесной области, занимается строительством и запуском ЦБК. Половина акций компании принадлежит крупнейшей в мире целюлозно-бумажной компании International Paper — Примеч. РП) Илья Вервейко считает, что внедрение интенсивной модели лесного хозяйства позволит в два раза увеличить объемы заготовок на единицу площади. Конечно, такая «реформа» требует определенных вложений, но высокая конкуренция вынудит заготовителей пойти на дополнительные траты. Побочным эффектом рационализации и оптимизации станет существенное сокращение числа работников, занятых на лесозаготовках.

Заготовка леса в Архангельской области. Фото: РИА Новости/ Алексей Никольский

Помимо заготовок будет развиваться и лесопереработка. Несмотря на недавнее закрытие Соломбальского ЦБК, перспективы у целлюлозно-бумажной промышленности вполне благоприятные. В Коряжме, например, полгода назад запустили крупнейшее в России производство мелованной бумаги, а Архангельский ЦБК ожидает масштабная модернизация. Если верить Стратегии развития области, хорошие перспективы есть также у производителей мебели и пиломатериалов.

Антон Грищенко к таким прогнозам относится с сомнением:

– Очень трудно говорить о будущем ЛПК, поскольку здесь переплетено слишком много взаимосвязанных факторов. Чтобы предприятия успешно работали, необходима сырьевая база. Удастся ли ее сохранить — большой вопрос. Для развития мебельной промышленности нужно сначала создать производство ДСП. Для работы ЦБК нужны рынки сбыта, так как производство целлюлозы в Архангельской области ориентировано на экспорт. В общем, рисков много.

Северный узел

Если лес могут вырубить, то море в ближайшие десятилетия точно никуда не денется. Архангельск в любом случае останется городом-портом и «воротами в Арктику». В областном правительстве перспективы развития региона традиционно связывают со строительством железнодорожной магистрали «Белкомур», которая должна связать регионы Сибири и Урала с портами в Архангельске и Мурманске. Проект «Белкомур» включен в федеральную Стратегию развития транспорта до 2030 года, так что, вероятно, к исходному сроку все же будет реализован. К тому времени в Архангельске должны построить глубоководный порт и контейнерный терминал. Это позволит сделать город и весь регион в целом важным опорным пунктом на пути в Арктику. Президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль в беседе с корреспондентом «Русской планеты» отметил:

— В Арктику нужно идти для того, чтобы осваивать шельф. Для этого необходимо создавать базы обеспечения, и крупнейшей такой базой может стать Архангельск. Возможно, главное условие для этого — развитие порта. Здесь же нужно сосредоточить судостроительные и судоремонтные мощности, создать условия для складирования и перевалки грузов. Город может стать точкой пересечения морских, железнодорожных и воздушных путей, и положительный эффект от этого почувствует вся область.

Развитие порта будет способствовать созданию в регионе крупного транспортного узла. По расчетам экспертов областного минэкономразвития, к 2030 году грузооборот в области вырастет на 60%, а пассажирооборот — на 70%.

Курорты Поморья

Увеличение числа пассажиров связано и с развитием туризма. Климат на севере становится теплее, доходы населения растут — следовательно, жители России вполне могут приехать в Архангельскую область, чтобы полюбоваться красотами Кенозерья или каргопольскими храмами. Так считают авторы Стратегии развития.

Эти предположения имеют под собой основания, поскольку число гостей региона действительно растет. Если верить Стратегии, туризм станет самым быстро развивающимся сектором региональной экономики: к 2030 году доходы от него вырастут в семь раз (в сравнимых ценах). Сюда поедут не только жители других областей, но и иностранцы — ежегодно новый морской порт сможет принимать 20–30 круизных лайнеров из Северной Европы. Будет развиваться и внутрирегиональный туризм. Сегодня его тормозит главным образом отсутствие инфраструктуры: в районы области трудно добраться, хороших гостиниц там мало.

Национальный заповедник Кенозеро в селе Вершинино. Фото: РИА Новости/ Владимир Вяткин

Член правления Архангельской региональной ассоциации туризма Олег Кодола говорит, что «туристический потенциал области огромен»:

— В регионе есть масса привлекательных направлений для развития туризма. Что может заинтересовать гостей региона? Море, дельта Северной Двины, поморская культура, многочисленные острова, яхтинг, Соловецкая регата, морская и речная рыбалка, охота, пинежские пещеры, Кенозерье и Каргополье, Новодвинская крепость, редчайшие церкви Вельского района… Ну и, наконец, все, что связано с Ломоносовым.

Морская пахота Далее в рубрике Морская пахотаЧто ждет «Архангельский тралфлот» после приватизации Читайте в рубрике «Общество» Пенсионный дисбалансПочему в России решили повысить пенсионный возраст? Пенсионный дисбаланс

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»