Новый бренд с берега Устьи
Александра Кокорина на съемках клипа с певицей Верой Ивойловой. Фото: из архива Алексея Шептунова

Александра Кокорина на съемках клипа с певицей Верой Ивойловой. Фото: из архива Алексея Шептунова

Сокровищница фольклора народов Севера станет достоянием общественности

В Архангельской области взошла новая звезда русского фольклора. Ее зовут Александра Васильевна Кокорина, она живет в глухом селе и ей 82 года. На днях в Доме культуры поселка Октябрьский Устьянского района состоялась презентация ее диска «Песни Устьи», который был выпущен московским лейблом Sketis Music, специализирующимся на музыке в стиле этно и фолк.

Лапти в обмен на песни

Баба Саня, как зовут Александру Васильевну земляки, к обрушившейся на нее известности готова не была. Деревня Орлово, в которой она живет, — тишь да гладь в стороне от шумных дорог, на окраине Устьянского района, что лежит у границы Архангельской и Вологодской областей. О ее певческих талантах знали, пожалуй, лишь односельчане: в местном ансамбле она — запевала. Однако главное в ее творческой судьбе — не голос, а память, что хранит в себе целую сокровищницу фольклора. Таких людей, настоящих носителей традиционной русской народной культуры, теперь единицы. И фольклористы считают встречу с каждым из них огромной профессиональной удачей.

Эта удача улыбнулась в свое время Алексею Шептунову, лидеру архангельского фолк-коллектива Moon Far Away. В 2007 году группа снимала клип на одну из своих песен, выбрав в качестве натуры живописные ландшафты Устьянского района с его рекой Устьей и подвесными мостами. В сюжете были задействованы две героини. На роль младшей пригласили Веру Ивойлову, известную в районе певицу, исполнительницу и собирательницу устьянского фольклора. А уж она познакомила Алексея и съемочную группу с Александрой Кокориной, которую считает своим учителем.

– Она оказалась очень энергичной, обаятельной, самобытной, артистичной, — рассказывает Алексей Шептунов, — на каждую жизненную ситуацию у нее присказка или поговорка. Наливает гостям по рюмочке и приговаривает: «Ну, рюмочка Христова, ты откуда? Я с Ростова». Это особый тип личности, очень восприимчивый ко всему вокруг. У таких бабушек чрезвычайно гибкий ум. Будучи хранительницами традиций, они, тем не менее, не зациклены на прошлом, а открыты для всего нового. Два дня мы снимали клип, а вечером засели у бабы Сани в гостях. И она, не снимая костюма, стала петь. Я смотрю, а наша оператор, девушка, давно работающая на ТВ, которой чего только не доводилось видеть, слушает эти песни со слезами на глазах. И мы поняли, что они заслуживают отдельной записи. Однако этот проект осуществился только через 7 лет. Я купил портативную аппаратуру, которая позволяла вне студии сделать запись приличного качества, и мы  записали Александру Васильевну прямо в избе. Там нет никаких эффектов, только тиканье ходиков, скрип половиц и прочие звуки дома.

По словам Алексея, мощный медиапоток буквально вымывает остатки народных традиций из человеческой памяти и национальной культуры. И даже деревенские бабушки, в ответ на просьбу исполнить что-то фольклорное, выдают нечто из плей-листов коммерческих музыкальных радиостанций. Тем ценнее репертуар бабы Сани — фольклорные лирические и плясовые песни, а также частушки — самые востребованные жанры в деревенском быту XIX века. Поет Александра Васильевна, в основном, а капелла, но может и под гармошку. А иногда подыгрывает сама себе на балалайке. Кто учил ее — не сознается. Говорит, сама всему научилась. А пела с детства. Именно пением, будучи школьницей, заработала себе лапти. Говор у бабы Сани — тот самый, старинный, аутентичный, характерный для ее земли. С непривычки разобрать некоторые слова ее рассказа, вошедшего в диск, трудновато.

«Надо в школу ити, надо в школу ити, а у мне обуть нечего. Ну, нечего обуть, а босиком.. А босиком я раза три сбегала, до хоти пять килОметров, хвати взад-вперед — так ноги нащчокотала. Где тут? Всё! Не пойду больше пешком, ноги у мня болят. Не могу! Он внучке (неразбор.) будет идти… Я долго не думала. Ну-ко, пойду, пойду уже к нему. Я пришла, я говорю: “Дедушка, мне бы вот, надо бы, в школу ити, и лапот нету”. “Дак, дитятко, не знаю что делать-то с тобой, делать-то..” “Дак не знаю, што будешь со мной-то делать. Дать-то с меня не знаю тиго, я тожо скупо живу, у меня нет нитиво, дак не знаю, тего дать-то тебе? Чем поделитя?” А он: “Знаёшь што? Давай-ко подём. Подём-ко наверьх..” Наверьх пришли. Ну, я говорю: “Че наверьху будем?” “А давай-ко, ты садись, ты мне песни пой, а я лапти плести”. Так я сидела песни пела, а он лапти сплёл. А он мне хвати-ко, пара надо лапеть, и мне надо всё запевать, мало ли песен надо спеть? Ой, я пришла домой с лаптями, бежу. Мамка: “Шо быстро ты бежишь-то, радости у тебя-то столько?” “О, мамка, у меня-то лапти сегодня есть”».

«Люди аплодировали стоя…»

Архангельская губерния, когда-то включавшая в себя половину современной Карелии, всю Мурманскую область и республику Коми, во второй половине XIX века была открыта российскими учеными Павлом Рыбниковым и Александром Гильфердингом как настоящий и богатейший заповедник музыкального фольклора. Столичные гости обнаружили здесь россыпь былин, исторических, бытовых и обрядовых песен, привнесенных из древних славянских городов и со временем обогащенных северными сюжетами, а также характерной для этого края своеобразной мелодикой песнопения. Северных сказителей и бабушек-певиц стали привозить в Москву и Петербург, устраивая им концерты в самых престижных залах. Фольклорные мотивы начали использовать в своих произведениях композиторы, художники и писатели. Позднее, уже в XX веке, к теме былин обратился советский кинематограф, создав целый ряд популярных фильмов о героях русского эпоса. Так в период новой истории Россия обретала свою культурную идентичность.

Алексей Шептунов в гостях у Александры Кокориной. Фото: из архива Алексея Шептунова

Алексей Шептунов в гостях у Александры Кокориной. Фото: из архива Алексея Шептунова

Орлово, родная деревня бабы Сани, стоит на левом берегу реки Устье, долина которой славится среди фольклористов как один из наиболее интересных и самобытных с точки зрения традиционной народной культуры регионов. На Архангельской земле существует несколько фольклорных ветвей, разбросанных географически: Пинежье, Поморье, Онега и Мезень — каждая интересна по-своему, и поют везде по-разному. Устьянский район ближе к центральной Руси, к Вологодчине, у его говора и певческой манеры свои особенности, связанные именно с территориальным расположением.

– Я решил, что нужно выпустить не просто диск, а коллекционное, роскошно оформленное издание, — поделился Алексей. — Материал этого заслуживает. Договорился с Sketis Music — лейблом, который специализируется на фолке. Идею поддержала администрация Устьянского района, в которой, как оказалось, работают очень творческие люди. Замглавы Ольга Ижемцева сама увлечена фольклором и поет. Релиз состоит из двух дисков: аудио с 18 треками и видео с 3 клипами. Тираж небольшой, 500 экземпляров. Но этого хватит, чтобы с ним познакомилось российское фольклорное, в том числе, и научное сообщество. На презентации зал ДК был полон, люди аплодировали стоя, некоторые плакали. Во время своего выступления на этом вечере я сказал, что у Устьянского района появился еще один бренд, точнее, он был, но о нем никто не знал. Теперь о нем узнают многие, не только в Архангельской области, но и в России. Мне кажется, что сегодня наши соотечественники стали более активно интересоваться историей страны, у людей как будто появилась потребность осознания себя частью целого, у чего есть прошлое и будущее.

С бабой Саней Кокориной, ставшей в свои 82 звездой, уже ведутся переговоры о ее выступлении на одной из престижных площадок Архангельска — сцене Марфиного дома. И, если все сложится, простая архангельская крестьянка споет в старинном особняке Коммерческого собрания — там, где до революции собиралось высшее общество. 

Пенсия после индексации: как получать больше Далее в рубрике Пенсия после индексации: как получать большеВ Архангельской области 190 тыс. работающих пенсионеров остались без индексации страховой пенсии Читайте в рубрике «Общество» В очередь…Дмитрий Дюжев позволил себе неосторожные высказывания о культурном уровне отечественных зрителей и был обвинен в унижении достоинства россиян В очередь…

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»