Печеньки от поморов
Фото: Татьяна Вышатина / «Русская планета»

Фото: Татьяна Вышатина / «Русская планета»

Где в России пекут свой древний аналог модных имбирных пряников

Накануне Нового года в Архангельском музее ИЗО ежегодно проходит традиционная выставка северных пряников — козуль. В этот раз она приурочена к Году литературы, поэтому экспозиция называется «Пряничные сказки». Мастера-пекари постарались воссоздать в своих работах сказочные сюжеты. А между тем, история козуль, смысл названия и даже их рецепт довольно загадочны. В регионах Беломорского Севера ароматные пряники делают еще с царских времен. В чем их особенность и почему традицию печь пыталась уничтожить советская власть, «Русской планете» рассказала сотрудник Архангельского музея изобразительных искусств Катерина Тевризова.

Интерес к изучению козуль как этнографического явления возник недавно, и эта древняя традиция не изучена до конца. Первым обратил внимание на козули русский ученый и писатель Степан Писахов — он изучал их и коллекционировал древние жестяные формы для их вырезания.

– Считается, что слово «козуля» произошло от названия самого популярного животного, которого изображали на прянике — от козы, тем более, она считалась символом плодородия. Но возможно, так называли всех рогатых животных вообще, — допускает Тевризова. — Есть мнение, что козуля означает «косуля». По третьей версии, козулями называли змей, а ведь первые козули были именно как змейки — скрученные особым образом колбаски теста.

Козули пришли к нам из дохристианской Руси. У поморов это было обрядовое печенье. Считалось, что чем больше фигурок животных и птиц напечешь, тем богаче и плодороднее будет год, домашняя скотина будет здорова, принесет хороший приплод. Хранились козули год, от Рождества до Рождества, в красном углу рядом с иконами. Если фигурка ломалась, ее не выбрасывали, а отдавали птицам или скотине.

Изначально существовало три вида козуль: холмогорские объемные фигурки, каргопольские козули-тетеры и расписные плоские козули-пряники. Именно они сохранились до наших дней.

– В те времена изготовлением козуль занималась вся семья. Рецепты хранились в строгом секрете и передавались из поколения в поколение. Приниматься за дело можно было только с хорошим настроением. Делал жестяные формочки и месил тесто глава семьи, потому что оно получается очень тугим, женским рукам нелегко с ним справиться, а месить надо долго, не меньше часа. Вырезала и выпекала пряники жена, ну а украшали, конечно, дети. В итоге козули получались особенно вкусными: каждый вкладывал в них тепло своих рук. Глазурь была только двух цветов: белого и розового. Других красителей попросту не существовало. Белый цвет означал снег, розовый — северное сияние, ну а сам пряник был коричневый, словно земля или дерево, — говорит сотрудник музея.

Древнейшей формой козули считается олень, он всегда был у северных народов покровителем, кормильцем, символом нарождающейся жизни. Были свои правила изображений на козулях. Фигурки животных должны смотреть влево, фигурки людей изображались анфас, а животных — в профиль. Очень часто в основании фигурок лепилась полоска, обозначающая землю. Так образ становился законченным, а пряник — удобным, чтобы ставить на видное место.

Фото: Татьяна Вышатина

Фото: Татьяна Вышатина / «Русская планета»

Массово выпекать козули на русском Севере стали в начале XIX века, когда в городе открылся сахарный завод. Пример показали заморские купцы — они давно уже украшали свое печенье сахарной глазурью. Поморы подхватили идею и превратили ее в бизнес. А благодаря развитию торговли, им стали доступны пряности: корица, гвоздика и мускатный орех.

Козуля была неотъемлемой частью жизни северян, и поэтому ее внешний вид менялся с течением времени. Сначала были тотемные животные — олени, козочки, курочки, потом рождественская символика. При царе козули славили царский режим, при советской власти был популярен серп и молот, с развитием космонавтики козули принимали вид ракет, а теперь можно встретить пряничные мобильные телефоны и даже компьютеры.

Кстати, в 1930-е годы советская власть запретила выпечку козуль как частное предпринимательство — тогда многие пекли их на продажу. Но в Архангельске их продолжали печь тайно, для собственного удовольствия. Лишь в 60-е годы к козулям вернулась популярность. А в 1976 году в Архангельском музее изобразительных искусств состоялась первая выставка северного пряника с участием 23 мастериц. Она произвела фурор, и о козулях заговорили как о произведении народного искусства. С тех пор выставка стала ежегодной. С открытием музея Писахова экспозиция «Чудо северного пряника» переехала туда.

– Современные мастера создают из козуль целые сюжетные композиции, а между тем, на Руси устраивали пряничные театры, мастер-пряничник показывал спектакли из козульных фигурок на деревянной сцене, и называлось все это «пряницами». Появление композиций из козуль в наши дни показывает, как сильна культурная связь поколений, ведь спустя века традиции выпечки козуль нисколько не изменились! — говорит Катерина Тевризова.

Энтузиазм неравнодушных Далее в рубрике Энтузиазм неравнодушныхПоселок Шалакуша процветает благодаря активным жителям Читайте в рубрике «Общество» Половина россиян потеряет рабочие места до 2020 годаСтоит ли грустить по поводу повышения пенсионного возраста, если работу каждый второй потеряет уже завтра? До чего дошёл прогресс? Разбирался корреспондент РП Половина россиян потеряет рабочие места до 2020 года

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»