Большая стройка
Мморской и речной порт Архангельска, 1990 год. Фото: Фотохроника ТАСС/ Валерий Матыцин

Мморской и речной порт Архангельска, 1990 год. Фото: Фотохроника ТАСС/ Валерий Матыцин

Самые неоднозначные архитектурные объекты Архангельска

В Архангельске разгорается конфликт между муниципальным департаментом градостроительства и областным агентством архитектуры. Руководитель агентства Дмитрий Яскорский обвиняет власти города и лично главного архитектора Архангельска Евгения Бастрыкина в многочисленных нарушениях градостроительного кодекса. По словам Яскорского и его коллег из регионального Союза архитекторов, непродуманная политика архангельского департамента может привести к тому, что облик города вскоре окажется окончательно изуродован. «Русская планета» составила список самых спорных архитектурных объектов Архангельска.

Библиотека САФУ

Фото: Михаил Прынков

Первое, что видит человек, въезжающий в Архангельск по Северодвинскому («старому») мосту — новое здание библиотеки САФУ. Библиотеку начали строить в 2012 году, а уже этой осенью она примет первых читателей. К внутреннему наполнению библиотеки претензий нет: «храм знаний» будет оснащен по последнему слову техники, здесь смонтируют современную систему кондиционирования и пожаротушения, установят специальное оборудование для людей с ограниченными возможностями. А вот внешний облик библиотеки у многих вызывает вопросы.

– Главная задача градостроителя — органично вписать здание в окружающий урбанистический пейзаж. В данном случае эту задачу решить не удалось, — заявил «Русской планете» архитектор Петр Ивашов. — Библиотека, спроектированная в стиле современного конструктивизма, сама по себе выглядит неплохо. Но рядом с корпусами университета ее агрессивные формы смотрятся не совсем уместно. Кроме того, большое семиэтажное здание закрывает вид на город при въезде на мост и возвышается над дорогой как огромная глыба. Хотя согласно архитектурной концепции Архангельска в этой зоне предполагается строительство домов малой этажности.

С одной стороны от здания проходит оживленный проспект Ломоносова, с другой — железнодорожные пути. Значит, чтобы работать в тишине, окна придется держать закрытыми. Кстати, согласно генплану Архангельска, на месте библиотеки вообще должен быть построен новый съезд с моста.

Изумруд

Фото: Михаил Прынков

Если продолжить путь по городу и свернуть на Обводный канал, можно увидеть один из архангельских долгостроев — жилой комплекс «Изумруд». Дом должны были сдать в эксплуатацию еще в 2009 году, но в итоге процесс строительства затянулся до весны 2014-го. Новоселы готовятся получать ключи от квартир (многие из которых были неоднократно перепроданы), а профессионалы рассуждают о сомнительных архитектурных достоинствах проекта.

– Внешний вид комплекса вряд ли нуждается в комментариях, — говорит Петр Ивашов. — На мой взгляд, массивное здание «красивого мятного цвета» — насмешка над обликом города, но, в конце концов, о вкусах не спорят. Проблема в другом. «Изумруд» стоит прямо над улицей Володарского, дорога проходит под аркой по центру дома. Это безответственное решение, опасное и неудобное как для жильцов, так и для водителей.

По словам Ивашова, территория вокруг «Изумруда» станет зоной постоянных пробок. В доме расположена 321 квартира, при этом подземный паркинг рассчитан всего на 50 машин. Вероятно, уже в ближайшие несколько лет вдоль узких тротуаров Обводного выстроятся десятки автомобилей, и проспект (между прочим, одна из главных транспортных артерий города) «встанет». То же самое произойдет и с улицей Володарского.

Титан-Арена

Фото: Михаил Прынков

На перекрестке Обводного с Воскресенской вскоре будет построен крупнейший в Архангельске торгово-развлекательный комплекс «Титан-Арена». В здании откроются десятки магазинов, кафе и рестораны, кинотеатр с несколькими залами (в том числе IMAX). Все это хорошо, вот только пробка на Обводном может стать бесконечной.

Внешний вид «Арены» руководитель областного агентства архитектуры Дмитрий Яскорский характеризует двумя словами: «жуткий и огромный». Новый комплекс выглядит «жутко» со всех сторон, в том числе со стороны улицы Поморской. Планировалось, что эта улица наряду с проспектом Чумбарова-Лучинского станет одной из «визитных карточек» города. Теперь вдоль Поморской будут разгружаться грузовики; улица, наверняка, окажется усыпана грязью и мусором. По мнению Яскорского, загрузочную зону «Титан-Арены» невозможно нормально вписать в малоэтажную застройку Поморской, а значит, облик улицы теперь безнадежно испорчен.

Европарк

Фото: Михаил Прынков

В ближайшие месяцы на перекрестке Троицкого и Володарского откроется «Европарк» — еще один большой торговый комплекс, прямой конкурент «Титан-Арены». Выглядит он лучше, чем «Арена», так как его архитектурное решение выполнено с учетом облика окружающих зданий. Однако специалисты считают, что здание находится не на своем месте.

– Троицкий проспект уже стоит в пробках. Строительство здесь столь крупного торгового центра — непродуманное решение, — считает Петр Ивашов. — Тем более что поблизости от него находится морской вокзал и большая автобусная развязка. Поток машин здесь и так огромный, а «Европарк» может окончательно «закупорить» проспект. В торговый центр будут массово приезжать люди на автомобилях, но при этом парковаться им негде, так как проект просто не предусматривает достаточного количества мест для стоянки. То есть машины опять выстроятся вдоль улиц. Часть из них будет стоять на набережной, так что там тоже возникнет пробка.

Омега-Хаус

Проект жилого комплекса «Омега-Хаус». Фото: официальный сайт застройщика http://akvilon-invest.ru/

Еще сильнее набережная окажется загружена после 2016 года, когда в районе Поморской и Володарского построят элитный жилой комплекс «Омега-Хаус» и бизнес-центр Delta. Авторы проекта говорят, что здания будут выдержаны в «современном нордическом стиле», уникальном для Архангельска. Дизайн-проект новых домов выглядит весьма впечатляюще (хотя нравится далеко не всем), но у профессионалов возникают вопросы по другому поводу: можно ли строить здания так близко к воде? Архангельская набережная является намытой территорией, здесь неоднократно наблюдались проседания грунта. Строительство многоэтажек в такой зоне кажется довольно рискованным. Кроме того, домов выше четырех–пяти этажей на набережной вообще не должно быть, так как это нарушает архитектурную концепцию города: высота зданий должна возрастать по мере удаления от реки. Так считает правление регионального Союза архитекторов, еще в прошлом году раскритиковавшее решение о строительстве «Омега-Хауса».

Контрастное далёко Далее в рубрике Контрастное далёкоКакой будет экономика Архангельской области в ближайшие десятилетия Читайте в рубрике «Общество» Шурик, смывай тризубКак блогер-заукраинец из России разводил громадян на деньги Шурик, смывай тризуб

Комментарии

22 мая 2014, 13:16
Согласен с автором статьи. Застройка города ведется хаотично, без решения проблем инфраструктуры.
Строятся здания в красных линиях улиц, что приведет к тому, что скоро невозможно будет не только организовать скверы и парки в центре города, а просто автомобильное движение в городе будет почти парализовано. Т.к. места оставленные под расширения улиц (Ломоносова, Троицкий, Новгородский и т.д.) просто застраивают торговыми центрами вплотную к существующей дороге, без перспективы на уширение.
Разрешение на строительство торговых центров должно выдаваться, только при условии подъездных путей к ним и парковок, рассчитанных на приток всех покупателей.
Большие здания, как Титан-арена, обычно строят на большой территории, а не в пределах маленького квартала, который практически все здание и занимает.
Стесненность, как фактическая, так и визуальная все больше и больше чувствуется в центре города.
Маниакальное желание застройщиков на любом свободном пятачке построить торговый центр или дом-башню без парковок, просто поражает.
Выдача разрешений на подобные строительства тоже удивляет. Похоже их выдают люди, живущие в другом городе, или просто продают эти разрешения пользуясь своим служебным положением.
И насчет автоцентров.
Почему нельзя было выделить зону вдоль Окружного шоссе под автосалоны и построить их все в одном месте? Чтобы они не мешались в центре города и были сосредоточены все рядом. Там же нужно строить и комплексы подобные "Титан-арена".
Но это все, конечно, только мое мнение...
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»