Новости – Общество
Общество
Печеньки от поморов
Фото: Татьяна Вышатина / «Русская планета»
Где в России пекут свой древний аналог модных имбирных пряников
30 декабря, 2015 17:19
5 мин
Накануне Нового года в Архангельском музее ИЗО ежегодно проходит традиционная выставка северных пряников — козуль. В этот раз она приурочена к Году литературы, поэтому экспозиция называется «Пряничные сказки». Мастера-пекари постарались воссоздать в своих работах сказочные сюжеты. А между тем, история козуль, смысл названия и даже их рецепт довольно загадочны. В регионах Беломорского Севера ароматные пряники делают еще с царских времен. В чем их особенность и почему традицию печь пыталась уничтожить советская власть, «Русской планете» рассказала сотрудник Архангельского музея изобразительных искусств Катерина Тевризова.
Интерес к изучению козуль как этнографического явления возник недавно, и эта древняя традиция не изучена до конца. Первым обратил внимание на козули русский ученый и писатель Степан Писахов — он изучал их и коллекционировал древние жестяные формы для их вырезания.
– Считается, что слово «козуля» произошло от названия самого популярного животного, которого изображали на прянике — от козы, тем более, она считалась символом плодородия. Но возможно, так называли всех рогатых животных вообще, — допускает Тевризова. — Есть мнение, что козуля означает «косуля». По третьей версии, козулями называли змей, а ведь первые козули были именно как змейки — скрученные особым образом колбаски теста.
Козули пришли к нам из дохристианской Руси. У поморов это было обрядовое печенье. Считалось, что чем больше фигурок животных и птиц напечешь, тем богаче и плодороднее будет год, домашняя скотина будет здорова, принесет хороший приплод. Хранились козули год, от Рождества до Рождества, в красном углу рядом с иконами. Если фигурка ломалась, ее не выбрасывали, а отдавали птицам или скотине.
Изначально существовало три вида козуль: холмогорские объемные фигурки, каргопольские козули-тетеры и расписные плоские козули-пряники. Именно они сохранились до наших дней.
– В те времена изготовлением козуль занималась вся семья. Рецепты хранились в строгом секрете и передавались из поколения в поколение. Приниматься за дело можно было только с хорошим настроением. Делал жестяные формочки и месил тесто глава семьи, потому что оно получается очень тугим, женским рукам нелегко с ним справиться, а месить надо долго, не меньше часа. Вырезала и выпекала пряники жена, ну а украшали, конечно, дети. В итоге козули получались особенно вкусными: каждый вкладывал в них тепло своих рук. Глазурь была только двух цветов: белого и розового. Других красителей попросту не существовало. Белый цвет означал снег, розовый — северное сияние, ну а сам пряник был коричневый, словно земля или дерево, — говорит сотрудник музея.
Древнейшей формой козули считается олень, он всегда был у северных народов покровителем, кормильцем, символом нарождающейся жизни. Были свои правила изображений на козулях. Фигурки животных должны смотреть влево, фигурки людей изображались анфас, а животных — в профиль. Очень часто в основании фигурок лепилась полоска, обозначающая землю. Так образ становился законченным, а пряник — удобным, чтобы ставить на видное место.
Фото: Татьяна Вышатина
Фото: Татьяна Вышатина / «Русская планета»
Массово выпекать козули на русском Севере стали в начале XIX века, когда в городе открылся сахарный завод. Пример показали заморские купцы — они давно уже украшали свое печенье сахарной глазурью. Поморы подхватили идею и превратили ее в бизнес. А благодаря развитию торговли, им стали доступны пряности: корица, гвоздика и мускатный орех.
Козуля была неотъемлемой частью жизни северян, и поэтому ее внешний вид менялся с течением времени. Сначала были тотемные животные — олени, козочки, курочки, потом рождественская символика. При царе козули славили царский режим, при советской власти был популярен серп и молот, с развитием космонавтики козули принимали вид ракет, а теперь можно встретить пряничные мобильные телефоны и даже компьютеры.
Кстати, в 1930-е годы советская власть запретила выпечку козуль как частное предпринимательство — тогда многие пекли их на продажу. Но в Архангельске их продолжали печь тайно, для собственного удовольствия. Лишь в 60-е годы к козулям вернулась популярность. А в 1976 году в Архангельском музее изобразительных искусств состоялась первая выставка северного пряника с участием 23 мастериц. Она произвела фурор, и о козулях заговорили как о произведении народного искусства. С тех пор выставка стала ежегодной. С открытием музея Писахова экспозиция «Чудо северного пряника» переехала туда.
– Современные мастера создают из козуль целые сюжетные композиции, а между тем, на Руси устраивали пряничные театры, мастер-пряничник показывал спектакли из козульных фигурок на деревянной сцене, и называлось все это «пряницами». Появление композиций из козуль в наши дни показывает, как сильна культурная связь поколений, ведь спустя века традиции выпечки козуль нисколько не изменились! — говорит Катерина Тевризова.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости